Результаты внедрения системы управления полочным пространством в «Makro»
Сеть супермаркетов Makrо существует на рынке с 2010 года и на сегодняшний день это крупнейшая сеть супермаркетов в республике. Сеть динамически развивается: количество магазинов сети превысило 110 по всей стране. Компания работает в нескольких форматах, начиная от больших супермаркетов до минимаркетов у дома. В 2020 году компания решила открывать магазины площадью 200-250 кв.м в «формате у дома». И уже в 2021 году работает более 40 магазинов.
Предпосылки проекта
Управление категориями и ассортиментом осуществлялось категорийными менеджерами. Процесс управления проходил вручную — вся сортировка и аналитика требовала длительных ручных просчетов. При этом «человеческий фактор» влиял на количество ошибок и неточностей. Процесс открытии магазина также проходил вручную. Категорийные менеджера делали выкладку отдельно для каждого магазина, каждый раз выезжая на объект. При этом децентрализация в управлении выкладкой приводила к тому, что через месяц на магазинах товар стоял «по-своему». Это значило, что работа категорийного менеджера обнулялась и в конечном итоге только отбирала время.
Основные требования к системе ABM Shelf
После анализа рынка решений выбор пал на систему управления полочным пространством ABM Shelf, потому что она закрывала основные потребности компании:
- управление форматами в единой системе;
- выкладка товаров по единым стандартам;
- идентичное зонирование категорий на всех магазинах;
- наличие инструментов аналитики, которые позволяют принимать решения по размещению товара и наблюдать за товарооборотом, продажами, следить за остатками и ассортиментом в единой системе;
- оптимизация процесса открытия новых магазинов;
- налаживание коммуникации между центральным офисом и работниками магазинов
Описание проекта
Перед внедрением клиентом были определены основные цели:
- Оценка эффективности выкладки товаров на полке (АВС анализ)
- Актуализация ассортимента матриц в соответствии с метражом выкладки
- Отслеживание фактической выкладки в торговом зале
- Оптимизация бизнес-процессов по управлению выкладки
Для оценки успешности проекта были обозначены следующие критерии:
- Настроен обмен данными учетной системы клиента SAP и системы ABM Shelf
- Разработаны попозиционные планограммы выкладки по тестовым категориям
- Проведен анализ выкладки товаров по тестовым категориям
- Анализ выявления несоответствия ассортимента (товары, не помещающиеся на полку; активные товары, отсутствующие в выкладке)
- Налаженный процесс коммуникации с магазинами.
- Наличие реалограмм выкладки по разработанным планограммам
В рамках проекта были произведены:
- Интеграция автоматического обмена данных из учетной системы SAP с системой ABM Shelf. В рамках обмена раз в сутки передаются данные о магазинах, номенклатуре, ассортименте, продажах, остатках и т.п. Благодаря этому с ABM Shelf компания получила возможность работать с актуальными данными.
- Обучение пользователей работе в системе ABM Shelf: создание и наполнение планов зала, построению планограмм вручную и с автофейсингом.
- Обучение работы с инструментами аналитики планограмм, планов зала и сети в целом
- Налаживание процесса коммуникации с магазином (передача актуальных планограмм, обратная связь от магазина, подтверждение выполняемых задач, реалограммы выкладки).
В ходе работы были загружены фото и габариты большой части товаров для того, чтобы команда имела возможность создавать в ABM Shelf попозиционные планограммы.
Для разработки планограмм выкладки были выбраны тестовые группы товаров: Вода, Молоко длительного хранения, Уход за волосами на магазине формата супермаркет Ташкент.
Были прорисованы форматы, основанные на форматах самих магазинов и при этом была проделана работа по оптимизации форматных планограмм.
С целью повышения качества результата, контролируемости и прозрачности процесса, работа на всех этапах велась согласно гибким (Agile) методам управления.
Команда брала активное участие в прорисовке и выстроила уникальный подход в работе с нами. Благодаря слаженной работе обеих команд процесс внедрения системы управления полочным пространством был комфортным и результативным для сотрудников.
После завершения процесса внедрения клиент перешел на поддержку Customer Success Manager, в партнерстве с которым продолжилось развитие взаимодействие компании с системой. На данный момент продолжается работа над стандартизацией выкладки. Выкладка внедряется на уровне форматов и составляет более 80%.
Результаты и эффекты
В рамках проекта были разработаны и проанализированы попозиционные планограммы по тестовым категориям Вода, Молоко длительного хранения, Уход за волосами на магазине формата Супермаркет Ташкент. Это позволило с легкостью визуализировать сколько фейсов поместится на полку, определить, какой товар приносит больше прибыли, какой из товаров необходимо удалить и т.д. Благодаря внедрению системы компании удалось достичь таких результатов:
- Работа с попозиционными планограммами помогла откорректировать работу автозаказа как в текущей работе, так и при открытии новых магазинов.
- В формате гипермаркета (больше 2700 квадратов) был открыт магазин, полностью основанный на выкладке в ABM Shelf.
- Коммуникация с магазинами относительно управления выкладки была настроена c помощью ABM Shelf. Передача созданной планограммы осуществляется в тот же момент, когда магазин заходит в учетную запись. Сотрудник центрального офиса видит подтверждение выполненной планограммы в виде статусов задач и прикрепленной фотографии выкладки в торговом зале в web-версии ABM Shelf.
При подсчете результатов проведенной работы сравнивались данные на тестируемом магазине в сравнении с магазином этого же формата за ноябрь 2020 и ноябрь 2021 г. В результате проведенной работы были достигнуты следующие экономические эффекты:
- По показателю Продажи в шт по категориям динамика составила:
a. +39% в категории Вода
b. + 5% в категории Уход за волосами
c. +1%вкатегориииМолокоДХ. - Показатель Прибыльность категорий изменилась следующим образом:
a. + 19% по категории Вода
b. + 1%, по категории Молоко ДХ
c. -1%покатегорииУходзаволосами - Показатель Оборачиваемость категорий был улучшен по всем тестируемым категориям:
a. +36% по категории Вода
b. +10% по категории Уход за волосами – на 10%
c. +5% по Молоку ДХ.
Благодарим команду проекта за профессионализм и плодотворную работу над достижением поставленных целей.