Надежность поставщика для ритейлера: доверяй, но проверяй!
«Долговременные отношения между покупателем и поставщиком являются наиболее выгодными с экономической точки зрения. Как поставщик может быть гибким и внедрять инновации, развивая целую отрасль экономики, если он думает только об осуществлении одноразовых сделок?»
В. Эдвардс Деминг «Выход из кризиса».
Надежность поставщика для ритейлера один из важных факторов, влияющих на успешность всего бизнеса. Знакома ли Вам ситуация: за день до даты поставки поставщик сообщает о каких-то внезапно появившихся проблемах, недостаточном количестве нужного товара? Если такие ситуации с партнером поворяются часто менеджмент задумывается о смене поставщиков, переоценке надежности партнеров.
В понятие «надежность» каждый вкладывает свой смысл, но прежде всего – это точность выполнения заказов, качество товаров и своевременность поставки. Для оценки надежности ритейлеры обращаются к аналитическим данным. Это может быть, как самостоятельный анализ (вручную), так и при помощи программных продуктов.
Первый вариант трудозатратный, сложный, не исключен факт человеческой ошибки. Второй вариант — оптимизированный, быстрый, техничный.
Oценка надежности поставщика с помощью ABM Inventory
Oценка надежности поставщика в АВМ Inventory, программе управления запасами, реализована в отдельном развернутом отчете. Отчет содержит три вкладки:
1.Надежность поставщика – отражает информацию по всем заказам всех поставщиков и уровням их выполнения. Доступна возможностью фильтрации и детализации по каждому.
При использовании фильтров отчет будет выглядеть таким образом:
По умолчанию таблица отсортирована по сумме заказов поставщикам и отображает значимость поставщиков для компании.
Можно также отсортировать таблицу по другим параметрам (например, по % точно выполненных заказов, по своевременности поставки или общей надежности поставщика). Для сортировки достаточно кликнуть по оглавлению столбца.
2. Надежность поставщика — заказы – содержит информацию о заказах конкретного поставщика.
В верхней таблице листа «Перечень заказов поставщика» представлена информация в разрезе выбранного поставщика (группы поставщиков) по всем заказам.
Во второй части таблицы «Строки выбранных заказов» представлена информация по заказу с детализацией по каждому товару. Особенно интересны следующие показатели: изначально размещенное количество товара в заказе, его стоимость и фактически доставленный товар.
3. Статистика данных — содержит визуализированную информацию (диаграммы и графики) по основным показателям надежности поставщика. Можем сделать вывод о значимости для компании и надежности того или иного поставщика в динамике. Период для выбора и просмотра аналитики гибкий: неделя, месяц, квартал, полугодие. По существующим настройкам можно перейти на третью страницу отчета «Статистика данных поставщика», который отображает ключевые показатели эффективности и надежности поставщика.
Если выбрать всех поставщиков, получим сжатый анализ по работе компании со всеми контрагентами и динамику изменения ключевых показателей компании:
Доли поставщика в закупках и продажах компании в динамике.
Позволяет понять становится ли поставщик более важным со временем, растут или снижаются доли продаж товаров поставщика.
Запасы, излишки, продажи, упущенные продажи, оборачиваемость по товарам поставщика; их динамика.
Позволяет понять, что происходит с товарами поставщика. Рост излишков и периода оборачиваемости — признак того, что сотрудничество с данным поставщиком ведет к залеживанию товаров и необходимо снизить объемы и/или частоту заказов.
Противоположная ситуация, если снижаются запасы и растут упущенные продажи
Уровень исполнения, точность и своевременность доставки заказов
Рис. 7 Показатель Уровень исполнения заказов
Также есть удобное сжатое представление всех ключевых показателей поставщика за выбранный период.
Надежность поставщика, мнение Ксения Васильева, Project Manager, комментирует:
Отчет многофункциональный и будет интересен как специалистам отдела закупок и категорийным менеджерам, так и директорам компании. Отчет можно использовать для внутренней аналитики и во время переговоров с поставщиком, так как партнер тоже заинтересован в долгосрочном и эффективном сотрудничестве с клиентом. Становится явным и обоснованным ответ на вопрос: «Оправданно ли поставщик занимает определенную долю в закупках компании?»
Закупщик найдет для себя ответы на вопросы о точности и своевременности выполнения заказов, сможет принять решение о необходимости страхового запаса, если наблюдается тенденция постоянных недопоставок.
«Проигрышная стратегия в работе с поставщиками — стремление работать со всеми одинаково».
Категорийный менеджер получает подробный профиль поставщика по ключевым показателям эффективности работы с его ассортиментом. Гибкий выбор временных диапазонов позволяет проанализировать как текущую работу с поставщиком, так и полную динамику показателей в ретроспективе.
Самое главное — отчет можно строить в разрезе различных категорий товаров и получать информацию о суммарных продажах поставщика по всей сети и в разрезе отдельной категории. Таким образом, можно отслеживать эффективность работы с ассортиментом поставщика и выгодность работы с конкретной категорией товаров для сети.
Динамика показателей дает быстрые и прозрачные ответы на вопросы: “Стал ли поставщик более надежным?”, “Доставляет ли он более точно товар в том же количестве, в котором он был заказан?”, “Улучшилась ли своевременность доставки?”.
Для управленцев этот анализ поможет выстроить переговорную позицию в диалоге с поставщиком, ведь в два клика мышью можно получить развернутую визуальную аналитику с ключевыми показателями эффективности работы поставщика.
Сравнение доли поставщика в закупках и продажах компании, своевременность доставки заказов, надежность поставщика поможет принять решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с этим партнером или послужит сигналом о необходимости пересмотра условий работы.
Хотите проверить своих поставщиков? Наши эксперты с радостью помогут.