Оптимизация полочного пространства
Оптимизация полочного пространства нацелена на повышение продаж, оптимизацию расходов на хранение товара, высвобождение замороженных средств. Изначально удовлетворение покупательского спроса происходило за счет расширения торговой площади и товарного ассортимента. Однако, как и все в бизнесе, полочное пространство и объем денег, вложенных в запасы, это ограниченные ресурсы.
Система управления полочным пространством ABM Shelf позволяет грамотно оптимизировать и автоматизировать управление полочным пространством и торговым залом, контролировать KPI.
Мониторинг ключевых показателей эффективности (прибыль с метра квадратного полки и др) и оптимизация полочного пространства позволяют продавцам и поставщикам увеличить продажи и прибыль, удовлетворять потребность покупателей без физического расширения полки. Полка магазина – ограниченное пространство, поэтому важно представить тот ассортимент, который повысить оборот и максимизирует доход с полки магазина. Наиболее эффективная так называемая «золотая полка» — пространство на уровне глаз и рук покупателя (на высоте от 1,2-1,7 м от пола), а также справа от планируемого потока покупателей.
Для оптимизации распределения полочного пространства рекомендуется изучать спрос покупателей, партнеров, использовать современное торговое оборудование.
Системы для управления полочным пространством магазина, к которым относится ABM Shelf, помогают размещать только те товарные категории, которые пользуются спросом, увеличивают продажи, прибыль, рентабельность ассортимента, оптимизировать распределение пространства полки. Внедрение систем управления полочным пространством также позволяет:
- снизить необходимость скидок, уменьшить запас товаров и затраты по транспортировке товаров,
- упростить принятие решений управленца,
- провести оптимизацию распределения полочного пространства,
- регламентировать отношения с поставщиками.
Определимся с понятиями
SKU (Stock Keeping Unit, дословный перевод с английского — единица удержания запаса) — это одна единица группы товаров или марок, представленная в одном виде упаковки и емкости (например, одна марка кефира может содержать несколько единиц разной степени жирности 0,5%,1%, 2,5%).
Фейсинг — товар, который виден и находится в зоне доступа для покупателей.
Цель по ассортименту — определить то количество позиций товара, которое производитель или поставщик хотел бы представить на полке торговой точки.
Весь ассортимент по приверженности покупателей делится на: 20% приоритетных позиций, которые продаются в 3-5 раз чаще вне зависимости от цены, 60% основных стабильных позиций постоянного спроса и 20% дополнительные позиции.
Оптимизировать скорость оборота, обеспечить высокую вероятность покупки, повысить визуальное восприятие товара — цели полочного пространства.
Зарубежное правило мерчендайзинга «space to sale» гласит, что фейсинг товарной марки должен занимать такой процент полочного пространства, который она занимает в продажах со всего товара, выставленного на торговой площади. Соблюдение этого правила способствует равномерному убыванию товаров с полки, снижению трудозатрат для поддержания товарной выкладки.
Видео-отзыв розничной сети ФИРКАН, внедрившей ABM Shelf для оптимизации полочного пространства
Как определиться с оптимальным размером выкладки и чем поможет система управления полочным пространством ABM Shelf
Сумма площадей всех плоскостей, предназначенных для показа товаров в торговом зале магазина, позволяет получить общую площадь выкладки.
Места для товара на полке с выявлением недостающих товаров, определением дней поставок, учетом требований покупателей, габаритных размеров, сезонных колебаний и моментов повышенного спроса, можно измерять линейными метрами, квадратными метрами и кубическими метрами.
Товарная выкладка: основные принципы и рекомендации
- Товары повышенного спроса располагайте на уровне глаз покупателей.
- Чем выше масса упаковки товара, тем ниже на полке его располагайте.
- Располагайте товарные новинки немного выше уровня глаз покупателя.
- Имиджевые и дорогие товары располагайте на верхний полках.
- Товары с завершающимся сроком реализации располагайте ближе к покупателю, с более поздними сроками действия – глубже на полке.
- Ценники должны легко читаться, включать правдивую информацию о цене и товаре.
- Обеспечьте удобство доступа к товарам.
- Вертикальное расположение однородные товаров позволяет улучшить обзор.
- Выкладка должна быть многообразна по ассортименту, цветам, размерам.
- Реже вносите изменения в месторасположения товаров.
Функции, которые выполняет система по оптимизации полочного пространства:
- Визуальное проектирование планограмм торгового зала и полок, с различной конфигурацией и сложностью
- Архив истории планограмм
- Утверждение планограмм
- Централизованное и децентрализованное управление товарной выкладкой
- Использование характеристик торгового оборудования
- Применение разных алгоритмов для расчета выкладки товаров: горизонтальное и вертикальное расположение товаров, габариты упаковок, торговые марки, результаты ABC-анализаассортимента
- Визуализация результатов продаж на планограммах залов и полок
- Мощный аналитический блок распределения полочного пространства по стеллажам, группам товаров, магазинам
- Обмен с AutoCAD
Зачастую данный функционал по оптимизации полочного пространства присутствует в учетной системе управления магазинами? однако использование специализированного сервиса позволяет использовать гораздо больше функций и возможностей для управления.