Оптимизация транспортных расходов предприятия на наемный транспорт
Оптимизация транспортных расходов предприятия на собственный и наемный автопарк имеет как общие методы, так и некоторые отличия. Важное отличие – это возможность непосредственно влиять на стоимость доставки (тариф). Если компания использует собственный транспорт, то вопрос оптимизации транспортных расходов полностью в ее ведении и зависит только от желания его оптимизировать. Если же компания использует наемный транспорт, то степень влияния на тариф гораздо ниже. Давайте рассмотрим, как управлять данным процессом.
За более чем 10-летний опыт работы мы проконсультировали сотни компаний в вопросе оптимизации логистики последней мили. По нашему опыту 2 из 3 компаний, использующих наемный автопарк, имеют завышенные тарифы. И это мало зависит от того, как формируется сам тариф: он может быть самым простым – 1 рабочий день машины равно Х денег, или рассчитываться по невероятным формулам, которые имеют базовый вариант маршрута (он же минимальная стоимость в день) и массу надбавок по стоимости.
При этом, в каждой из этих компаний есть как минимум 15% (!) потенциал по оптимизации транспортных расходов на наемный транспорт, за счет смены модели тарификации.
Пример рассчета транспортных затрат
Авто | VW Transporter |
Расход топлива | 10л/100км (для простоты примем 1 л = 1$) |
Зарплата водителя | 10$/день |
Прибыль владельца с авто | 10$/день |
Протяженность маршрутов | min = 35km, max = 180 km, средний = 120 km |
При заключении договора стоимость привлечения авто в день зафиксировали: 35 $/маршрут для всех маршрутов до 120 км плюс по 0,1$ за каждый следующий км.
В таких условиях понятно, что за эталон брали средний вариант протяженности маршрутов.
Оптимизация транспортных расходов при минимальной и максимальной протяженности маршрута
Давайте оценим переплату в случае если маршрут минимальный:
Проехать 35 km при средней затратности 10$ на 100 km = 3,5$
10$ зарплата водителя
10$ прибыль владельца с авто
Итого мы за каждый такой маршрут переплачиваем 11,5$ = 35$ — 23,5$
Давайте оценим переплату в случае если маршрут максимальный:
Проехать 180 km при средней затратности 10$ на 100 km = 18$
10$ зарплата водителя
10$ прибыль владельца с авто
Итого мы за каждый такой маршрут переплачиваем 3$ = (35$ + (180 — 120) * 0,1) — 38$
Другими словами, компания платит больше чем получает по-факту. Возникает вопрос: почему некоторые компании идут на такие условия?
Чтобы проиллюстрировать это давайте представим следующую ситуацию: компания подписала договор на поставку топлива, в котором оплата пропорциональна количеству 200 литровых бочек – по 200$ за каждую:
Теперь все просто: 4 бочки х 200$ = 800$
Но согласна ли будет оплачивать эту поставку компания, если точно знает, что внутри нет 200 литров топлива?
Логично, что нет.
В этом все и дело – компании идут на подобные договора из-за того, что у них нет надежного инструмента контроля.
Понимая данную проблематику, бизнесы строят тарифы так, чтобы иметь простую и прозрачную систему контроля оказанных услуг (4 бочки х 200$ = 800$) и ничего, что переплатим.
Однако, ряд других компаний находят решение и применяют автоматизированые инструменты контроля, позволяющие прозрачно и точно видеть все расходы.
Как происходит оптимизация транспортных расходов с ABM Rinkai TMS
- Для расчета затрат на маршрут закладываются те же показатели, которые реально имеет машина. В нашем примере это 20$/день + 0.1$/km
- Далее система строит оптимальный маршрут и автоматически подводит итоговую сумму транспортных затрат.
- При выполнении маршрута водитель использует мобильное приложение RouteSense от ABM Rinkai TMS. Таким образом он получает навигацию по маршруту, а также, регистрирует фактический трек по данным GPS.
- При этом, этот процесс может автоматически отслеживатся двумя сторонами: как сотрудником нанимающей компании, так и, при необходимости, сотрудником владельца авто.
В результате используя ABM Rinkai вы получаете понятную тарификацию и эффективный инструмент контроля, который предоставляет абсолютно одинаковую информацию по маршруту (план-факт, своевременность прибытия на точки доставки, продолжительность времени в пути и на точках и т.д.). Такой формат обмена информацией априори исключает 80% трений в отношениях заказчика и исполнителя. Более того сам исполнитель получает бесплатный инструмент контроля работы своих водителей на маршруте.
Выбор тарифной модели всегда остается за заказчиком. Мы только предлагаем инструмент, позволяющий преобразовать в деньги тот потенциал, который есть при фиксированных тарифах на наемный транспорт.