Оптимизация цепочки поставок – план выхода из кризиса ресторанной сети Red Lobster
Многие крупные компании поражены болезнью «прежних успехов» они оперируют одним аргументом – «а мы всегда так делали»
Red Lobster – американская сеть «демократических ресторанов». Входит в ресторанную сеть Darden Restaurants, Inc.
Сегодня Red Lobster– преуспевающая сеть ресторанов, которая находиться в числе самых востребованных. Сегодня это один из лидеров по посещаемости ресторанов сети Darden.
Но ситуация не была столь оптимистичной в отношении первых пяти лет существования компании. Клиенты начали воспринимать меню Red Lobster как обычную жареную рыбу. Продажи существенно упали. В крупных организациях подобная ситуация не редкость. Слишком самоуверенные и пораженные болезнью «прежних успехов», они оперируют одним аргументом – «а мы всегда так делали».
Было принято решение отойти от основного бизнеса и осваивать новое направление, причем в условиях сильнейшего экономического спада. Команда, возглавляемая президентом сети Кимом Лопдрапом, запустила меню «гриль на дровах». При этом поваров надо было научить не пережаривать морепродукты при возросшей температуре, сохраняя при этом столь важный фирменный отпечаток решетки. Red Lobster уже вложила $10 млн. в создание нового облика своей продукции, что, в частности, включает, приобретение нового оборудования для 690 ресторанов.
В каждом ресторане теперь дважды в день распечатывает обновленное меню блюд из свежей рыбы. Но это еще не трансформация. В последнем квартале продажи снизились на 4,6% (правда, это меньше, чем в среднем по отрасли). Сеть преображает имидж действующих ресторанов, открывает новые. Кроме того, по словам Дэвида Палмера, аналитика из UBS, она эффективнее управляет затратами. Появляются у Red Lobster и новые поклонники. Так, в марте Men’s Health назвал ее «лучшей в США сетью ресторанов».
Если в журнале, освещающем вопросы здоровья и хорошей физической формы, хвалят ресторан, известный, кроме прочего, и девизом «ешь креветки, сколько влезет», это означает, что бизнес движется в верном направлении.
Прогресс на пути роста эффективности компании существенно тормозит процесс поставок
На протяжении десятилетий закупка высококачественных морепродуктов по выгодным ценам обеспечивала компании критически важное конкурентное преимущество. Вице-президент отдела закупок в свое время лично обошел всех оптовиков и создал для ресторана первую на рынке общенациональную сеть дистрибуции морепродуктов. Команда по закупкам колесит по миру, покупая сырье без посредников в более чем 30 странах, часто заключая с рыбными хозяйствами контракты на определенные партии по фиксированным ценам. Однако сегодня проблема истощения рыбных запасов все больше усложняет процесс покупки морепродуктов. И не только для Red Lobster, а для всех брендов Darden.
Компания начала исключать из меню виды рыбы, которым грозит вымирание, например, чилийского морского окуня и оранжевого большеголова. Будучи одним из крупнейших в мире покупателей рыбы, она пользуется своим влиянием, чтобы прививать в отрасли осознание важности сбалансированного развития. Darden – сооснователь «Альянса глобальной аквакультуры», неприбыльной торговой ассоциации, продвигающей идею создания фермерских рыбных хозяйств и установление стандартов деятельности, направленных на минимизацию наносимого окружающей среде ущерба. Darden заставила своих поставщиков придерживаться стандартов альянса. То есть сделала примерно то же самое, что и Wal-Mart, поставившая партнерам условие – снизить расходы упаковочных материалов.
Внедрение плана оптимизации цепочки поставок, что позволит сэкономить $20 млн. в год. Спрос на другие продукты тоже будет повышаться. Особенно если учесть увеличение объемов потребления растущим средним классом Китая и Индии. По словам старшего вице-президента компании Барри Муллета, компания ежегодно покупает товаров на $2,4 млрд, у 1,5 тыс. поставщиков. Внедрение плана трансформации цепочки поставок позволит сэкономить $20 млн. в год. Darden осваивает опыт работы Wal-Mart, чтобы глубже изучить «все составляющие затрат» и стать более информированным переговорщиком.
В хеджировании закупок пшеницы практикует схемы, подобные схемам приобретения топлива авиакомпаниями. В конечном итоге автоматизированная система заказов, предполагающая управление движением товарных запасов с помощью электронных бирок и прогнозирование потока посетителей, поможет максимально повысить эффективность процесса закупок.
Оптимизация системы заказов обеспечиваем существенное конкурентное. В сети ресторанов тщательно продуманы мельчайшие детали незаметные для посетителей.
Руководители компаний-производителей многих известных брендов многое отдали бы за возможность пообщаться с людьми, руководящими бизнесом, аналогичным по масштабу, и ежедневно борющимися с такими же, как и у них, проблемами. Но руководители T.G.I. Friday’s и Applebee’s собраться вместе не могут, точно так же, как не могут этого сделай топы Соке и Pepsi. А одна из уникальных сильных сторон Darden — несколько брендов под одной крышей. А также расположенные бок о бок офисы и кухни-лаборатории. Ключ успеха кроется в правильной комбинации независимости i сотрудничества. Все сети Darden с помощью одной технологии могу определять темп приготовления блюд и прогнозировать количество посетителей. Могут подавать блюда из креветок, выращенных в одном рыбном хозяйстве в Таиланде. Но при этом каждый бренд, должен сохранять идентичность. Главное – это баланс. Эффективность и душа одновременно. Новации и преемственность. В бизнесе важно и то и другое.