Организация управления запасами категории «фреш». Как ритейлеру не нарушать закон?
Организация управления запасами категории «фреш» теперь требует еще более пристального внимания ритейлеров. Принятый в конце ноября 2018 года закон, запрещающий торговым сетям возвращать поставщикам непроданные продукты питания, срок годности которых не превышает 30 дней, ударит по ритейлерам, которые не смогут оптимально спланировать и продать товары категории «фреш».
Как показывает практика и последние тенденции, товары категории Fresh, в особенности для магазинов формата «у дома», становятся важными генераторами наличности торговой сети. Имея не самую большую наценку, такие товары формируют значительный объем продаж, возвращая потребителя за покупкой в магазин с регулярной частотой.
Продажи таких категорий, как молочная продукция, хлеб, яйца, овощи и фрукты, охлажденное мясо и рыба, полуфабрикаты, кулинария и прочих скоропортящихся групп товаров могут составлять до 60% товарооборота сети.
Зачастую лояльность потребителей и оценка ими торговой сети зависит от свежести и разнообразия товаров групп Fresh и Ultra-fresh.
Однако товары данной категории требуют особо качественного управления запасами, ведь цена ошибки слишком высока: списание товаров по причине истечения срока годности может «съесть» значительную часть маржи от продаж партии этого товара.
Организация управления товарными запасами Fresh становится еще более точным «ремеслом», чем когда-либо:
- Сверхнормативные запасы данных товаров могут обернутся для сети не только снижением оборачиваемости, но и потерями от списаний, что делает организацию управления товарными запасами еще значимее.
- Тактика же заказывать минимум, чтобы избежать риска списаний, может привести к пустым полкам, упущенным продажам и потере привлекательности торговой точки для потребителей.
Для того, чтобы побороть страх заказывать, и не оставить поставщика без представленности на полке, а покупателя без товаров ежедневного спроса, ритейлеру необходимо совершенствовать свою операционную деятельность в нескольких направлениях.
Во-первых, необходимо усиливать дисциплину на местах, наводить порядок в бизнес-процессах на магазинах:
- Своевременно и максимально быстро приходовать товар.
- Обеспечивать заблаговременное пополнение товаров в торговом зале.
- Ускорить движение товара между зонами хранения и торговли.
- Строго соблюдать режимы хранения продукции.
- Проводить частую инвентаризацию и оперативное списание просроченного товара.
- Следить за качеством продукции, вовремя проводить уценку товаров с подходящим к окончанию сроком годности.
Резюмируя — осуществлять все мероприятия, направленные на поддержание остатков по товарам в максимально актуальном и пригодном для продаж состоянии.
Во-вторых, ритейлеры сталкиваются с необходимостью технически, при помощи программного обеспечения, повышать точность заказа, минимизируя несбалансированность запаса товара, о которых упоминали выше, ведь основные убытки от списаний возникают по причине ошибок в управлении товарными запасами.
Для управления запасами товаров категории Fresh недостаточно одного только «стандартного набора» входящих данных для заказа товаров с длительными сроками годности, таких как:
- частота заказа и время поставки товара,
- информация по кратности упаковки и минимальному заказу,
- размер выкладки товара на магазине,
- текущий остаток,
- статистика продаж товара за определенный интервал времени.
- данные о старте акции на товар.
Для высокоточного и качественного расчета заказа скоропортящихся товаров не обойтись без учета специфической информации и организации системы управления запасами на предприятие:
- Срок остаточной годности товара в момент его поставки.
- Среднедневная продажа товара, очищенная от невалидных дней статистики.
- Неравномерность спроса товара в рамках недели (коэффициенты продаж по дням недели).
- Желаемый уровень обслуживания поставщика (Service Level) — статистический показатель, отражающий вероятность того, что покупатель найдет товар на полке.
- Уровень списаний товара в случае его порчи и истечения срока годности.
- Вариабельность спроса, отражающая, насколько фактические продажи могут отличаться от усредненного показателя.
Все перечисленные выше данные заложены в модель организации системы управления запасами скоропортящихся продуктов на предприятие такого программного продукта, как ABM Inventory.
В данной системе был разработан специальный алгоритм расчета запаса и заказа товаров с ограниченным сроком годности FRESH, использующий современные методы математической статистики.
Алгоритм FRESH покрывает потребность торговых сетей в заказе самой непростой для управления группы товаров со сроками хранения до 7 дней, с регулярными заказами частотой несколько раз в неделю.
С помощью ABM Inventory можно на 30-40% снизить излишки запасов, на 25-30% сократить упущенные продажи и в 2 раза ускорить оборачиваемость.