0049829
Главная
Блог
Основные тренды ритейла 2022

Основные тренды ритейла 2022

Основные тренды ритейла 2022

Пандемия за два года изменила многое в быту людей, а также повлияла на мировую торговлю. У потребителей появились новые привычки и потребности, на что ритейлерам приходится реагировать и адаптировать бизнес под новые условия.

О трендах в розничной торговле рассказали эксперты:

  • Светлана Панасенко — специалист по автоматизации мерчандайзинга, CEO ABM Shelf;
  • Жанна Еникеева — тренер по трейд-маркетингу, куратор проєктов по мерчандайзингу в крупных компаниях фуд- и нонфуд-ритейла.

Тенденции развития электронной коммерции

Рост e-commerce в период пандемии достиг своего пика. По данным исследования Activate Consulting, продажи за 2020 выросли в онлайн-магазинах на 32%, показатель продолжал увеличиваться и в 2021. С начала изоляции на онлайн-площадки пришло около 10 млн потребителей, а сам процесс покупки трансформировался. Обозначим основные тренды.

  • Культура двойного клика

Специалисты говорят о новом понятии — «культура двойного клика». Люди хотят получать всю интересующую их информацию быстро и в полном объеме. Они привыкли, что щелкая на ссылку, им предоставляют новую порцию данных о товаре. Информация — размеры — таблица размеров — состав — где и кем произведен — как использовать или с чем сочетать. Основное здесь — скорость и полезность. Во времена нестабильности потребители хотят, чтобы им подсказывали, как сделать правильный выбор.

Покупатель не желает ждать, ему не интересно копаться в вашем сайте. Он хочет получить то, что ему нужно быстро, и выиграет тот ритейлер, который эту потребность реализует.

Жанна Еникеева, трейд-маркетолог

  • Мерчандайзинг в электронной коммерции

Е-commerce стал полноценным аналогом обычного магазина и закрывает основные потребности. Человеческий взгляд сейчас — это сканер. Через зрение наш мозг воспринимает информацию фрагментарно и сам создает целостную картинку. Люди не вчитываются в текст, а бегло просматривают страницы сайта.
Формируя контент на сайте, важно применять технологию Eye Tracking. Читатель продвигается на странице слева направо, траектория чтения при этом формируется в виде английской буквы F. Поэтому размещайте всё самое важное в левом верхнем углу, далее выделять акцентами основные моменты.

Tehnologiya-Eye-Tracking-v-merchandajzinge
Траектория прочтения контента на странице сайта

Если раньше на онлайн-покупки приходилось больше непродовольственных товаров, то с началом пандемии, увеличилось присутствие FMCG товаров. Под эту категорию нужно продумать отдельную систему логистики, чтобы обеспечить доставку как можно быстрее.

Важно отметить, что командам е-commerce и оффлайн-магазина пора объединять свои усилия, чтобы предоставлять лучший сервис.

Внедрение технологий в процесс покупок

  • Онлайн-примерочные

Технологии AR (с английского augmented reality — дополненная реальность) активно используются ритейлерами уже и продолжат развиваться в будущем. Например, бренд Converse запустил приложение еще с 2010 года, которое позволяет примерить обувь через экран мобильного. Такие решения сочетают сразу несколько преимуществ: развлекают покупателя, повышают лояльность и упрощают решение о покупке.

AR спасает, когда нужно разместить дополнительную информацию о товаре или даже об акции. Небольшой QR-код в торговом зале воспринимается лучше, чем нагромождение из POS-материалов.

onlajn-primerochnye-merchandajzing
Приложение Converse
  • Технологии VR

Если дополненная реальность используется потребителями вне магазина, то VR (virtual reality — дополненная реальность) в основном служит для привлечения внимания покупателей в магазине. С целью экономии времени в китайских магазинах стоят виртуальные примерочные — экраны, в которых можно к своему отражению подобрать одежду из ассортимента. Также ритейлеры могут с помощью приложения на телефоне воссоздать полки своего магазина, а переход в виртуальный супермаркет обеспечивают обычные QR-коды. Их можно разместить в любых местах. Возможно, скоро люди будут выходить из машины, сканировать QR-код и формировать корзину, поднимаясь в лифте. Думаете это невозможно? Китайский ритейлер уже это практикует.

  • Удобная навигация в магазинах

Если покупатель не хочет тратить много времени на шопинг, нужно помочь ему совершать покупки быстрее. Приложение с навигацией — интересное направление для улучшения сервиса. Потребитель скачивает приложение, вводит необходимый товар, а навигатор ведет человека к нужной полке.

  • Внедрение чат-ботов

Чат-бот имитирует сотрудника компании, поэтому важно прописать правильный и человечный скрипт. Его можно использовать на сайте, в мессенджерах и даже в магазинах.

Благодаря внедрению технологий, операционную деятельность можно переложить на роботов, а сотрудникам компании заниматься более креативными и стратегическими задачами.

Жанна Еникеева, трейд-маркетолог.

reshenie-ABM-Shelf
Решение ABM Shelf позволяет автоматизировать управление мерчандайзингом: визуализировать выкладку, создавать планограммы, контролировать выполнение задач и предоставляет аналитические отчеты.

Акцент на образе жизни и сохранении экологии

Экологичность — это не просто тренд, а ценность для многих потребителей. Магазин, в котором человек регулярно покупает товары соответствует ценностям человека. Так, в обиход вошли пакеты из разлагающегося пластика. Но нужно подходить к вопросу ответственно. Возникали скандалы о том, что компании используют обычный пластик вместо заявленного эко. Такой репутационный скандал может отобрать часть покупателей. Честность — это тоже один из трендов для любого бренда.

Тренды продуктового ритейла привязаны к образу жизни клиентов. Для тех, кто ценит здоровое питание и натуральные продукты, ритейлеры выделяют отдельный стенд или даже отдел.

Новый формат офлайн-магазинов

Хоть мы и говорим о захвате рынка онлайн-площадками, традиционный офлайн-ритейл не уходит в прошлое. Открытие магазинов Amazon Go — прекрасное тому доказательство. Розничная торговля трансформируется, и сейчас развивается не только в пределах одного формата

Светлана Панасенко, эксперт автоматизации ритейла

У потребителя сегодня нет нужды закупаться товарами на длительный период. Люди предпочитают покупать чаще, но меньше — чтобы не портились продукты и было разнообразие рациона. Большие гипермаркеты отходят на второй план из-за более длительного процесса покупки. Клиенты не хотят проводить драгоценное свободное время в торговом зале и предпочитают сходить в небольшой супермаркет у дома.

Также продолжают развиваться магазины-дискаунтеры. Главное направление — это улучшение сервиса и потребительского опыта. Ритейлеры смотрят в сторону формирования эксклюзивного ассортимента, улучшения дизайна и атмосферы в магазине, проработки программы лояльности. Это поможет привлечь новую аудиторию и вывести дискаунтеры на новый уровень.

Магазин без продавцов — это еще один новый формат взаимодействия. Начинается все с авторизации через приложение, которое позволяет войти в торговый зал. Вместо продавцов и кассиров предусмотрены тележки со сканером, которые взвешивают продукцию, определяют общую сумму покупки и помогают расплатиться картой сразу. Пока это направление, которое развивается, но потенциал огромный.

Оффлайн-магазинам следует пересмотреть свою коммуникацию с клиентом и сделать упор на эмоции. Оформлять торговый зал так, чтобы вызывать у посетителей интерес к бренду и ассортименту. Показатель вовлеченности — это фото в соцсети.

Каждый магазин – это незабываемые впечатления, а каждый опыт – это селфи.

Светлана Панасенко,

эксперт автоматизации ритейла

Магазин H&M в Вене, где сохранили интерьер и экстерьер исторического здания

Именно за впечатлениями от покупок клиенты будут ходить в магазины. Поэтому стоит создавать инсталокации, тематические выкладки, добавляйте интерактивные элементы, с которыми можно взаимодействовать.

Удобная и быстрая доставка

Клиент хочет иметь выбор: идти к вам в магазин или оформить покупку онлайн. При этом выигрывает та компания, которая предоставляет лучший сервис по всем каналам. Доставка стала быстрой и тенденция идет к тому, что она будет еще и бесплатной.

Практика показывает, что потребители готовы покупать больше, но при условии бесплатной доставки»

Светлана Панасенко, эксперт автоматизации ритейла.

Магазины розничной торговли превращаются в пункты комплектации заказов из разных источников. Уже сейчас торговые точки работают в смешанном режиме, а параллельно появляются продуктовые онлайн-магазины, например, OVO и Cooker.
В контексте быстрой доставки стоит выделить развитие Dark Store — магазины без торгового зала в традиционном представлении. Люди оформляют заказ на сайте, работники собирают корзину и отправляют клиенту. Такой быстрый и удобный способ покупок привлекает, поэтому стоит работать над организацией покупок в вашем магазине онлайн. Здесь есть несколько направлений работ:

  • проработка онлайн-мерчандайзинга — оформление вашего сайта максимально удобным и привлекательным способом;
  • оптимизация управления запасами и логистикой;
  • обеспечение быстрой доставки;
  • оборудование площадок для хранения продукции под заказы по Интернету.

Формат покупок поменяется кардинально. Потребители будут ходить в магазины в основном для ознакомления с товарами, но окончательное решение будут принимать, сидя у монитора. Перед ритейлером стоит основная задача: обеспечить высокий уровень сервиса для каждого клиента, как в магазине, так и на онлайн-площадке. В контексте доставки стоит продумать красивую распаковку, чтобы создать вау-эффект от покупки.
Рассматривая современные тенденции в ритейле, стоит упомянуть доставку дронами. В Китае уже практиковали подобную вещь во время карантина.

1-18
Доставка дронами в Китае

Новые возможности с маркетплейсами

Тренды ритейла можно выделить и для маркетплейсов. Здесь есть несколько вариантов оптимизации торговли:

  • продуманная визуализация, концентрация на продукте
  • качественные фото, которые показывают продукт во время эксплуатации
  • использовать цвет для того, чтобы выделить главное.

Каждый маркетплейс имеет свою аудиторию, выбирайте тот, который вам ближе. Например, у Amazon есть 13 стран, это отличная возможность расширить свою клиентскую базу.

Важно понимать, как меняется потребительское поведение. Именно оно формирует новые тенденции в розничной торговле. Выиграет тот ритейлер, который будет понимать своего клиента и предлагать соответствующий уровень сервиса, ассортимента и коммуникации. Внедрение технологий — важный аспект развития бизнеса. Например, автоматизация управления мерчандайзингом позволит упростить создание и выполнение планограмм, что освобождает ресурс для стратегически важных задач. ABM Shelf — решение, которое создано для оптимизации процессов, связанных с мерчандайзингом. Узнавайте подробнее о функционале из презентации.

Автоматизируйте создание планограмм в вашей розничной сети

ABM Shelf обеспечит оптимизацию и автоматизацию мерчандайзинга в магазинах, управление торговым пространством, и разработку планограмм.

Близкие по теме

    Кризис как стимул для оптимизации бизнеса: опыт украинских ритейлеров в условиях войны
    Кризис как стимул для оптимизации бизнеса: опыт украинских ритейлеров в условиях войны

    Последние годы были настоящим вызовом на выносливость для розничной индустрии. Как украинские ритейлеры нашли секрет устойчивости в условиях полномасштабной войны? Ответ — далее в нашей статье. Такой спрос на автоматизацию в кризисный период совсем не удивителен. Ведь простые расчеты показывают, что современные решения по оптимизации розничных процессов, например, такие как АВМ Inventory и АВМ Shelf, […]

    Мерчандайзинг, Товарные запасы

    Читать 10 минуты

    Как Aptiv оптимизирует оборотный капитал и снижает стоимость запасов на 30%
    Как Aptiv оптимизирует оборотный капитал и снижает стоимость запасов на 30%

    Компания Aptiv, которая ранее была известна как Delphi, является технологической компанией, работающей в автомобильной индустрии. Они начали свое путешествие с Demand Driven Material Requirements Planning (DDMRP) в 2018 году и с тех пор значительно расширили свое внедрение методологии. История Aptiv  Aptiv была выделена из GM как Delphi, которая изначально была частью GM. Со временем компания […]

    Запасы на производстве

    Читать 6 минуты

    Автоматизация производственных процессов и SCM на предприятии
    Автоматизация производственных процессов и SCM на предприятии

    Автоматизация производственных процессов предполагает использование различных систем, которые позволяют комплексно автоматизировать производство, либо решить узкую задачу, при этом они будут интегрированы в общую ИТ инфраструктуру предприятия. ERP, MRP — это класс комплексных систем. Автоматизация производственных запасов, управление закупками, управление финансами, управление и контроль человеческих ресурсов, электронный документооборот — это примеры узкоспециализированных систем. Еще лет 5 […]

    Запасы на производстве

    Читать 7 минуты

Имя
Введите ваше имя
Фамилия
Введите вашу фамилию
Телефон
Введите полный номер телефона
Email
Введите корректный email
Должность
Введите вашу должность
Название компании
Введите название компании
Чем полезен семинар по управлению запасами
Заказать звонок
Поговорите с нашим экспертом уже сегодня
Имя
Введите ваше имя
Телефон
Введите полный номер телефона
Спасибо за обращение.

Мы ценим, что вы заинтересовались именно нашими продуктами. Один из наших сотрудников свяжется с вами в ближайшее время. Хорошего дня!