Программа для книжного магазина: основные функции, особенности учета книг
- Факторы влияния на книжный рынок
- Форматы книжных магазинов
- Функционал программы для книжного магазина
- Внедрение программы автоматизации книжного магазина
Программа для книжного магазина позволяет учитывать факторы, которые влияют на прибыльность: грамотно выстраивать управленческие процессы, формировать ассортимент согласно запросов от покупателей, не накапливать товарные неликвиды. Несмотря на стремительное развитие информационных технологий, продажи букридеров и книг в электронном формате, развитие интернет-торговли, постоянно усиливающуюся конкуренцию, снижение объемов выпуска книг, продолжается развитие отрасли розничной торговли книгами и возникает потребность в автоматизации книжного магазина. Книжный магазин должен работать и быть прибыльным!
Книжный рынок сильно фрагментирован. Сливаются и укрупняются компании, занимающиеся издательским бизнесом, торговлей книгами, полиграфическими и другими услугами. Ярко выражена монополизация издательствами, которым принадлежит около 50% общего объема в стоимостном выражении. Растет ассортимент выпускаемых книг, но снижаются объемы тиражей, что в свою очередь грозит кризисом перепроизводства.
Факторы влияния на книжный рынок: позитивные/негативные, их последствия
Негативные | |
Фактор |
Последствия |
Низкая оборачиваемость и рентабельность рынка. | Высокие инвестиционные риски. |
Система налогообложения издательств требует реорганизации. | Сознательное занижение количества печатающихся тиражей, снижение прибыли. |
Дефицит региональных издательств. | Кризис перепроизводства, уменьшение продаж, снижение интереса к чтению книг в целом. |
Высокие цены на бумагу, нет дотаций на полиграфические услуги. | Высокая стоимость книг. |
Низкая ценовая политика на книги, высокие цены бумажного сырья и услуг печати. | Низкое качество печати, снижение квалификации персонала, снижение уровня доходов издательств и магазинов. |
Снижение интереса к чтению книг. | Сокращение тиражей и целевой аудитории покупателей. |
Непрозрачность учета напечатанных и проданных книг. | Непонятны объем и емкость книжного рынка для дальнейшего развития. |
Непонятны потребительские предпочтения. | Хаотичное расширение ассортимента, дублирующаяся номенклатура, снижение объемов продаж. |
Позитивные | |
Фактор |
Последствия |
Переход к более дорогим изданиям в твердой обложке, подарочным изданиям. | Увеличение оборота и дохода издательств. |
Активное развитие сетевых книжных магазинов, современные форматы ритейла. | Развитие региональных сетевых книжных супермаркетов. |
Внедрение отраслевых учетных систем управления книжными магазинами. | Повышение прозрачности управления ключевыми бизнес-процессами, оперативное получение аналитики продаж/остатков. |
Форматы книжных магазинов
Привычные форматы книжных магазинов значительно меняются в сторону западных стандартов – открываются книжные супермаркеты самообслуживания, cash&carry, а также магазины-библиотеки, магазины-кафе, в которых можно и купить книгу, и провести свободное время.
Также в книжных магазинах увеличено время работы, действует электронный каталогизатор для удобства поиска, внедряются программы лояльности, офлайн магазины поддерживаются развитием интернет-площадки розничной сети, прослеживается тенденция к автоматизации книжного магазина.
Необходимый функционал программы для книжного магазина
- Программы для книжного магазина должны позволять вести учет книг по разным параметрам: по ISBN (международный идентификатор книги), по индексу УДК (универсальный десятичный классификатор), по серии издания, издательству, времени выхода в печать.
- Учет процесса устаревания книжной продукции.
- Автоматизация работы с подписчиками и подпиской.
- Удобный товарный каталогизатор для оперативного поиска книг.
- Возможность заказа букинистических изданий.
- Возможность списания книг, учет оборота, проведение инвентаризации, анализ закупочных цен.
- Автоматизация взаимоотношений с поставщиками.
- Автоматизация взаиморасчетов с покупателями (учет наличных и безналичных расчетов).
- Логирование действий пользователей системы.Особенности учета книг
- Дополнительные параметры учета книг используются для печатных форм документов, для аналитических отчетов, для этикеток и ценников.
- Необходимость в учете периодических изданий по номеру изданий.
- Учет даты устаревания с механизмом назначения скидок на морально устаревшие книги.
- Необходимость автоматизации приема, выдачи и контроля потребности в подписных изданиях.
- Необходимо учитывать товары, которые находятся в доставке.
- Реализация многомагазинного и многофирменного учета (склад или ТТ может относиться к разным организациям).
- Ордерные перемещение/реализация/поступление (операция с остатком товара по факту производится при помощи расходного и приходного ордера).
- Учет ценообразования (контроль установки цен, рекомендованных цен).
Программа для автоматизации книжного магазина ABM Retail позволяет вести следующие операции:
- Приход (включая ордерный режим)
- Продажа товаров и услуг (включая ордерный режим)
- Перемещение магазин-магазин, магазин-склад, склад-склад (включая ордерный режим)
- Услуга комплектации и продажа комплектов
- Возвраты от покупателей
- Инвентаризации, ревизии
- Документооборот (кассовые ордеры, подписки, чеки продажи)
- Эквайринг
- Скидки, акции
Внедрение программы автоматизации книжного магазина ABM Retail позволит улучшить обслуживание, расширить и контролировать ассортимент, обеспечить рост продаж и прибыли, расширить базу лояльных покупателей.