Распределение товарных запасов
Распределение товарных запасов в розничной торговле и дистрибуции напрямую влияет на прибыль компании. Приведем пример из практики, как неэффективное распределение запасов вводило компанию в убытки, и как оптимизация процессов распределения товарных запасов от поставщиков и внутри торговой сети улучшила экономику компании.
Чем интенсивнее компания растет, тем легче пропустить момент, когда управление запасами становится хаотичным:
- Магазины открываются в разных городах и регионах, а запасы распределяются по старой логике: «везем в любую точку с любого склада»;
- Перемещение товаров между складами/ распределительными центрами и магазинами стоит все дороже, но на наведение порядка нет времени, т.к. все заняты развитием сети
- По одним товарным позициям – постоянный дефицит, по – другим – излишки. Никто не оценивает стоимость упущенных продаж и стоимость замороженных в запасах средств
Как было у компании:
У одной оптово-розничной компании распределение запасов дистрибуции выглядело так: на региональные оптовые склады товары доставлялись от иностранных поставщиков со складов входа, и напрямую от внутренних поставщиков. Отсюда товары попадали на розничные склады, в магазины и выставочные залы, в независимости от удаленности склада и точки доставки. Проще говоря, любой склад поставлял товары в любой магазин или склад. Запасы в точках хранения пополнялись на основе прогноза продаж, т.е. по принципу «выталкивания»: товар доставляется в точку хранения по плану, а не по потребности.
Последствия:
Компания постоянно сталкивалась то с нехватками, то с излишками в точках продаж. Расходы на перемещение между точками хранения зашкаливали: везли товар из удаленных складов или сразу с нескольких, никто не оценивал стоимость кросс-перевозок. Нелогичное распределение запасов в логистике приводило к немалым затратам.
В ходе проекта была перестроена схема распределения запасов и внедрен принцип «вытягивания»:
- Склад входа распределяет продукцию между региональными оптовыми складами.
- Региональный склад обслуживает только розничные склады своего региона, согласно их запросам.
- Розничные склады обслуживают магазины и выставочные центры только своего региона.
- Точки продаж формируют заказы для розничных складов, ориентируясь на фактический спрос.
- Внедрили методологию управления запасами по принципу «вытягивания» и программный продукт ABM Inventory.
Подробнее о принципе «вытягивания» читайте здесь
Результаты оптимизации распределения товарных запасов:
- грамотное распределение товарных запасов позволило значительно (на 30%) сократились кросс-перевозки и расходы на логистику;
- сократилось время пополнения запасов, повысился уровень наличия и сократились упущенные продажи;
- запасы пополняются по факту реализации товаров, снизились излишки и убытки от порчи;
- процессы стали прозрачными и легко управляемыми;
- ключевые показатели управления запасами отслеживаются в он-лайн режиме в системе ABM Inventory