Управление товарными запасами торгового предприятия
Содержание статьи:
Эффективное управление товарными запасами торгового предприятия и умение быстро реагировать на изменения рынка являются решающими конкурентными преимуществами как крупных ритейловых сетей, так и небольших магазинов «у дома».
Товарные запасы в торговле — это основной капитал, благодаря которому, собственно, и существует торговый бизнес. Менеджеры по закупкам ежедневно принимают сотни, а то и тысячи решений: какой товар заказывать, сколько заказывать по каждой позиции, какова оптимальная частота заказов, сколько дозаказать под акцию и т.д. От их решений напрямую зависит прибыль компании. А есть ли у ваших сотрудников инструмент, помогающим принимать эффективные решения? Рассмотрим живой кейс.
Как управлялись запасы торговой сети до проекта
О компании
- Региональная розничная сеть из 12 магазинов, 100 тыс. SKU: гипермаркеты, супермаркеты и магазины у дома.
- Управление товарными запасами на предприятии ведется по оборотно-сальдовой ведомости отдельного магазина.
- Склады завалены неликвидами, деньги «заморожены» в товарах.
- Запасы торговой организации не оптимизированы: часто возникали ситуации с отсутствием товара на полках по одним товарам и огромные излишки по другим.
- Сеть теряла продажи из-за отсутствующих позиций и нела затраты на хранение излишков.
- Налицо конфликт интересов – менеджеры отстаивают увеличение запасов, магазины и финансовый/коммерческий директор продавливают уменьшение излишков и размораживание денег, находящихся в запасах.
Цель – оптимизация товарных запасов торгового предприятия
Товарные запасы торгового предприятия должны приносить прибыль и увеличивать ROI, а не генерить убытки и заморажвать капитал. Перед стартом проекта была определена главная цель проекта — повысить эффективность системы управления товарными запасами на торговом предприятии: снизить объемы излишних запасов, ускорить их оборачиваемость, увеличить продажи за счет снижения объемов упущенных продаж.
Управление торговыми запасами по методу «вытягивания»
Для оптимизации запасов торговой организации принято решение внедрить специализированное программное решение. Для этого проведен мониторинг рынка систем, в том числе модулей в составе ERP-систем. Выбрано решение ABM Inventory.
ABM Inventory – это облачное решение для управления товарными запасами, работающее по схеме SaaS (system as a service), не требует расходов, связанных с установкой дополнительного оборудования (сервера и др.) и поддержкой системы.
Преимущество и основная отличительная особенность продукта в том, что система управляет запасами на основе реального потребления продукции. Это позволяет всегда иметь в наличии ходовой товар и при этом держать минимальный запас. Система ежедневно анализирует и автоматически формирует заказы, основываясь на фактическом спросе. Товарные запасы предприятия всегда соответствуют спросу.
Для расчета алгоритма ежедневных пополнений в ABM Inventory используются разные алгоритмы, которые применяются в зависимости от типа товара, условий поставки и хранения, и др. Система позволяет обеспечить высокий уровень наличия товара при минимальных запасах в системе. При этом система в автоматическом режиме выполняет до 80% ежедневных задач менеджера по закупкам. Менеджер работает только с проблемными заказами, с фактами недоставки товара поставщиками и др. Дашборд системы позволяет увидеть проблемные вопросы и сразу же приступить к их решению.
Руководству и менеджерам предоставляются специализированные отчеты для анализа и управленческих решений по работе с запасами, ассортиментом, поставщиками и т.д. Управление товарными запасами осуществляется с использованием следующих отчетов:
- Аналитика продаж по товарным категориям;
- Динамика уровня запасов, излишков и упущенных продаж по каждому SKU;
- Анализ упущенных продаж за 6 недель, за 52 недели по всей компании, складу, магазину, поставщику;
- Отчет о надежности каждого поставщика, и т.д.
- Также система учитывает сезонность продаж и маркетинговые акции.
Примеры отчетов:
ABM Inventory внедрен в сжатые сроки и уже в первые месяцы эксплуатации начал приносить результаты.
Как изменилось управление товарными запасами на предприятии через 3 месяца
- 3 человека управляют 80 000 SKU (кроме фреш группы).
- Снижен уровень упущенных продаж с 10-12 % до 2,4%.
- Ускорена оборачиваемость товаров на 7%.
- Пересмотрены и оптимизированы графики поставок по многим поставщикам.
- Пересмотрены ассортиментные матрицы – оптимизирован ассортимент, не занимаются теми товарами, которые просто лежат на полке
- Управление товарными запасами на складе и в магазинах основывается на реальном потреблении товара.