Управление запасами скоропортящейся продукции
Содержание статьи:
Благодаря новому алгоритму расчета запасов и заказов товаров категории FRESH в системе
ABM Inventory, розничные сети могут решить глобальную и дорогостоящую проблему излишков или недостатка свежих продуктов на складах и в торговом зале.
Что такое FRESH товары
Наличие правильного продукта в нужное время и в нужном количестве – это мантра для успешного розничного бизнеса. Особенно, если речь идет о скоропорте (FRESH).
Товары FRESH – это товары с небольшим сроком хранения (сроком остаточной годности).
Основные признаки товара FRESH
Примеры товаров FRESH: молоко, мясо, свежая рыба, полуфабрикаты, пирожные, торты и другие продукты. Все они имеют следующие признаки:
- срок годности (срок остаточной годности) до 5-7 дней;
- частые поставки товаров, не реже 1-2 раз в неделю (обычно чаще);
- как правило, это товары повседневного спроса, которые продаются в большом количестве единиц в день (десятки, сотни единиц);
- обычно для скоропортящихся товаров предусмотрены прямые поставки от поставщика в магазин.
Дискаунтеры, сети магазинов товаров повседневного спроса и онлайн-игроки признают, что категория «Fresh» неизменно является ключевым полем битвы за лояльность покупателей.
Благодаря тому, что свежие продукты составляют до 40% дохода от бакалейных товаров и одну треть стоимости проданных товаров, получение права на розничную торговлю свежей продукцией важнее чем когда-либо.
Несмотря на это, эффективное управление и оперативный контроль товаров с ограниченным сроком годности – все еще проблема для многих розничных сетей. Короткий срок хранения, спрос, который сильно варьируется, часто неопределенные сроки поставки — все это усложняет процесс управления. Так же сети вынуждены идти на сложные компромиссы с поставщиками и навязанными условиями: большой заказ – в результате товары неликвидны; заказано мало — компания теряет продажи, подрывает лояльность клиентов. Как в таких условиях управлять запасами и как менеджеру рассчитать необходимое количество товара?
Для управления продукцией с ограниченным сроком годности в системе ABM Inventory разработан специальный алгоритм расчета запасов и заказов товаров FRESH.
Целевой подход к расчету запасов товаров FRESH
Основный подход, которым можно руководствоваться при формировании запасов и заказов поставщику товаров FRESH — это Service Level (Уровень Обслуживания).
Целевым показателем в этом подходе является удовлетворение спроса с заданной точностью. Т.е. Service Level=80% означает, что из 100 покупателей пришедших за конкретным товаром FRESH, 80 обнаружат его на полке и купят. При этом прибыльность продаж конкретного товара не является главной целью, допускается существенный процент списания и неполучение максимально возможной прибыли при продаже данного товара. Высокий уровень этого показателя увеличивает лояльность покупателя.
Кратко об особенностях алгоритма расчета запасов и заказов товаров FRESH
Вне зависимости от целевого подхода, алгоритм расчета запасов и заказов для SKU (товар FRESH) основан на статистическом прогнозировании продаж. Алгоритм прогнозирования использует современные методы математической статистики. Основой для него является информация, полученная в результате обмена данными с пользователем приложения:
- продажи данного SKU;
- распродажа в убыток и/или передача товара в переработку;
- списание в случае порчи и истечении срока годности;
- стандартные сроки остаточной годности товара в день их поставки.
В результате статистической обработки в системе ABM Inventory по каждому SKU рассчитываются:
- ADU (среднедневные продажи);
- коэффициенты продаж по дням недели;
- другие необходимые статистические данные.
Далее приложение, согласно выбранному целевому алгоритму и другим настройкам, рассчитывает необходимый уровень запасов и, с учетом существующего графика поставок, формирует заказ поставщику.
Основные задачи и этапы при внедрении обслуживания товаров FRESH
Добавление в обслуживание товаров FRESH происходит в несколько этапов:
1. Загрузка в базу данных статистики по товарам указанной группы за период времени не меньше месяца.
2. Определение целевого алгоритма по каждому SKU и соответствующих ему целевых параметров, в том числе:
- коэффициент уровня обслуживания (для Service Level);
- остаточный срок годности;
- эластичность спроса дней недели;
- среднедневные продажи.
3. Ввод других стандартных настроек для SKU, для поставщиков, графиков заказов и т.д..
4. Тестирование и сравнение результатов с существующей у пользователя методикой.
5. Проведение корректировок и окончательное внедрение.
Результаты
Результаты внедрения алгоритма FRESH и добавления в обслуживание товаров FRESH:
- оптимизация запасов и поставок по этим товарам, согласно выбранному целевому алгоритму;
- автоматизация заказов поставщикам;
- удобный контроль продаж, запасов, прибыли по этим товарам;
- возможность оперативного реагирования на изменение конъюнктуры.
ABM Inventory обеспечивает стратегию эффективного управления скоропортом, тем самым стимулируя рост продаж и прибыли при одновременном сокращении избыточных запасов. Узнайте о выгодах использования системы управления скоропортом ABM Inventory для вашей компании!