08016680206
Главная
Блог
Управление ассортиментом: идеальная реализация

Управление ассортиментом: идеальная реализация

Управление ассортиментом: идеальная реализация

Эффективное формирование ассортимента помогает оптимизировать количество товаров, удовлетворить спрос существующей аудитории и привлечь новых клиентов, снизить затраты на хранение и повысить доходы. Расскажем, как организовать процессы для достижения этих преимуществ.

Определите роль категории

На базовом уровне планирование ассортимента роли категорий определяют для разных целей: расширение ассортимента, введение собственной торговой марки для увеличения маржи, улучшение объемов продаж, повышение качества обслуживания клиентов и т.д.

Одна из главных ролей категорий заключается в помощи клиентам найти продукты и услуги, которые они ищут путем организации ассортимента по логическим группам. К примеру, в магазине продуктов питания организуют категории по видам: овощи, фрукты, молочные продукты, мясо и другое. Такая организация помогает покупателям быстро найти то, что им нужно, уменьшает время на поиск и увеличивает общий уровень удовлетворенности.

Кроме того, категории помогают управлять ассортиментом посредством эффективного планирования, контроля и сбора данных о продажах.

Определите потребности целевой аудитории категорий и подкатегорий

Анализ потребностей покупателей является критической частью управления ассортиментом. Процесс предполагает понимание конкретных потребностей и преимуществ различных клиентов, разделенных на группы по возрасту, полу, образу жизни и доходу.

При определении следует учитывать:

  • Демография. Это основной показатель анализа, предполагающий влияние показателей возраста, пола, дохода, профессии, семейного положения, социально-экономического статуса на предпочтение покупателей.
  • Интересы. Это дополнение к показателям демографии, которые более тонко раскрывают интересы клиентов. Следует учитывать хобби, любимые виды спорта, книги, музыку и фильмы, возможно политические предпочтения и личные ценности.
  • Потребительское поведение. Нужно понять, как и под влиянием каких факторов люди принимают решение о покупках. Это не только поможет в управлении ассортиментом, но и улучшит маркетинговую стратегию.

Для определения потребностей целевой аудитории можно использовать технику Jobs-to-be-Done (JTBD). Это структура, которая используется для понимания основных причин, почему клиенты покупают продукт или услугу. Она сосредотачивается на целях, мотивациях и желаемых для клиента результатах.

Основная идея JTBD заключается в том, что клиенты покупают продукты или услуги не из-за их особенностей, а потому, что им нужно решить проблему или выполнить задачу. Понимая, что покупатель стремится достичь, можно создать оптимальное предложение и маркетинговые сообщения.

Структура JTBD предусматривает ряд шагов для понимания работы клиента:

  • понимание задачи или проблемы, которую клиент пытается решить;
  • группирование клиентов на основе их потребностей;
  • понимание желаемых результатов, которых ожидают клиенты, когда покупают товар;
  • знание, как конкуренты решают задачи клиентов;
  • использование информации, полученной на предыдущих этапах, для создания ассортимента, отвечающего потребностям клиента.

При поиске продукции для ассортимента и определения стратегии следует ориентироваться не на товары, а на потребность целевого клиента.

Не: «Я покупаю органические товары, чтобы есть только натуральное и безопасное».
А: «Когда я начал заниматься спортом, я стараюсь поддерживать свое физическое состояние только здоровой и безопасной пищей».

Можно использовать эту информацию для создания ассортимента, включающего больше органических продуктов, низкокалорийных альтернатив и вегетарианских блюд. Это поможет ответить на потребности этой группы клиентов и сделать их удовлетворенными выбором.

Разработайте глобальную стратегию категории

Стратегия управления категориями зависит от целей и потребностей бизнеса. Однако есть определенные типовые элементы, обеспечивающие прибыльность и стабильность. Самое важное для этого — определить детальную структуру затрат по каждому сегменту.

Разработка стратегии может включать следующие шаги:

  1. Анализ текущего состояния издержек по категориям: их размер, количество поставщиков, длительность контрактов, значимость каждого из контрагентов. Следует оценить, насколько важен каждый поставщик для конкретной категории и какие сложности возникают при работе с ними.
  2. Оценка рисков. Следует создать перечень критических проблем в каждой категории, оценить каждый из рисков по условиям вероятности и важности и создать матрицу.
  3. Поиск альтернативных поставщиков. Следует изучить рыночную ситуацию и определить местонахождение и товарные предложения других производителей или посредников.
  4. Создание пошагового плана для достижения целей. Следует расписать последовательность действий в разных перспективах: краткий, средний и длинный, перечислив задачи и обязанности каждого ответственного специалиста.

Что следует учитывать при работе над глобальной стратегией? Глобальные тренды — именно они определяют дальнейшие действия. Это может быть:

  • экспансия рынка (демпинг, перехват поставщиков конкурентов и т.п.);
  • умеренный рост (медленная динамика сумм закупок и избегание каннибализации);
  • сдерживание падения (изменение фокуса продаж и поиск новых категорий товаров для охвата дополнительной целевой аудитории).

Дополнительно следует понимать, что целевая аудитория — не постоянная. Она может расти или уменьшаться в структуре демографии.

Определите предел количества SKU

Для определения максимального количества SKU нужно провести анализ спроса на товары, оценить объем продаж и другие факторы, влияющие на ассортимент.

Дополнительно надо учесть:

  1. Вместительность торгового оборудования (холодильного, стеллажного и прочего). Зная конкретные размеры точек для размещения и параметры товара, можно понять, сколько единиц можно выложить в торговом зале. Здесь стоит учитывать и понятие фейсинга.
  2. Расчет экономически обоснованного количества SKU. Его делают на основе соотношения долей SKU, продаж и прибыли.
  3. Количество ответов на потребность (количество вариантов товара в рамках определённого запроса покупателей). Традиционная схема — три отклика на потребность: в высоком, среднем и люксовом ценовых сегментах. Например, супермаркет в среднем предлагает пять и более ответов, обеспечивая распределение по стоимости и качеству.

Воссоздайте количественную стратегию категории в разрезе характеристик

Создайте стратегию планирования количества SKU по нескольким характеристикам на определенный период времени. Важно, чтобы первой характеристикой в иерархии была та, которая следует за категорией.

Дерево категорий нужно строить на основе логической последовательности действий покупателя в магазине, с учетом причин покупки товаров (например, если покупатель ищет вино, вероятно, его выбор будет таким: Вино / Белое вино / Сухое вино / Цена до $30 и т.д.). Эта последовательность может отличаться в зависимости от ЦА, поэтому стоит понимать аудиторию сети максимально полно.

Планирование необходимо, чтобы убедиться, что ассортимент матрицы соответствует потребностям покупателей. Известно, что более 50% постоянных клиентов совершают свою вторую покупку в той же категории продукта, что и первую. Если вы обнаружите отсутствие определенных ценовых сегментов или подкатегорий, это может свидетельствовать о потребности в дополнительной аудитории, которая еще не приходит в ваш магазин из-за недостаточно широкого ассортимента. При этом стоит учитывать общую статистику: вероятность продажи существующему клиенту составляет 60-70%, тогда как новому клиенту — лишь 5-20%.

Кроме того, планирование количества SKU поможет избежать каннибализации продаж. Часто категорийные менеджеры пытаются заполнить низкий ценовой сегмент, но расширение ассортимента в одном ценовом диапазоне может привести к каннибализации продаж другого SKU, если платежная способность аудитории остается на том же уровне.

В конце обязательно соедините этот план с финансовым планом категории.

ABM Assortment помогает формализовать стратегию категории, предоставляя нужную аналитику по сбалансированию категории, определению количества SKU по каждому сегменту. Он может быть полезным для бизнеса, работающего в в сфере розничной торговли, поскольку позволяет сделать обоснованные решения о том, каких товаров надо продавать больше, а каких — нет, и какие изменения можно внести в ассортимент товаров для повышения его эффективности и прибыльности.

Создайте ассортиментную матрицу на основе количественной стратегии

Для этого:

  1. Выберите товары для ассортимента на основе характеристик и классификации в иерархии.
  2. Обновляйте ассортиментную матрицу. Это надо делать регулярно, поскольку меняются спрос, конкуренция и другие факторы.
  3. Оцените влияние планируемого ассортимента на продажи и маржинальность. Для этого можно использовать методы анализа продаж и анализа маржинальности продуктов.
  4. Определите приоритеты развития ассортимента. Например, можно разработать план реализации новых продуктов: определить, что нужно выводить из ассортимента, какие продукты надо усилить в рекламной кампании и т.д.

С ABM Assortment вы можете управлять матрицей товаров, проставляя статусы товаров для каждого магазина, где они продаются. Это позволит легко отслеживать наличие конкретных продуктов в каждом магазине, информацию об их соответствии стратегии и удовлетворении потребностей клиентов.

Создайте сезонный календарь

Для разработки сезонного календаря нужно:

  1. Следовать информационным поводам. Это могут быть погодные условия, праздники и события, модные тенденции, а также появление устойчивых трендов, которые меняют поведение потребителей.
  2. Определить сезонные пики продаж. Для этого стоит проанализировать продажи товаров в течение года и учесть периоды, когда спрос на некоторые товары или категории растет.
  3. Учитывать тенденции рынка. Также стоит изучить опыт конкурентов и их стратегии продаж во время разных сезонов.
  4. Определить периоды, когда стоит повышать или снижать цены на товары. Это может касаться не только товаров, которые являются относительно сезонными, но и других, которые могут иметь связь с определенными событиями (например, учебным годом).
  5. Создать план закупок. Учитывая информацию, полученную на предыдущих этапах, нужно определить количество товаров, которые необходимо закупить на каждый сезон.
  6. Разработать план маркетинга, в котором будут определены каналы рекламы, акции и другие мероприятия для продвижения продуктов на рынке.

После запуска сезонного календаря важно мониторить результаты и анализировать эффективность стратегий. Это поможет выявить недочеты и внести коррективы в план на будущие сезоны.

Проверяйте категории с помощью отчетности

С ABM Assortment вы будете контролировать эффективность продаж каждого товара ассортиментной матрицы и понимать, подходит ли он аудитории определенного магазина.

В итоге, чтобы обеспечить успех в управлении ассортиментом, мы советуем:

  • анализировать продажи и спрос на товары;
  • понимать потребности своих клиентов;
  • следить за трендами и новинками на рынке.

И не забывайте использовать современные инструменты для анализа ассортимента и принятия дальнейших руководящих решений.

Улучшите управление ассортиментом

ABM Assortment - это автоматизированное решение, которое поможет оптимизировать процессы и добиться лучших результатов.

Близкие по теме

    Кризис как стимул для оптимизации бизнеса: опыт украинских ритейлеров в условиях войны
    Кризис как стимул для оптимизации бизнеса: опыт украинских ритейлеров в условиях войны

    Последние годы были настоящим вызовом на выносливость для розничной индустрии. Как украинские ритейлеры нашли секрет устойчивости в условиях полномасштабной войны? Ответ — далее в нашей статье. Такой спрос на автоматизацию в кризисный период совсем не удивителен. Ведь простые расчеты показывают, что современные решения по оптимизации розничных процессов, например, такие как АВМ Inventory и АВМ Shelf, […]

    Мерчандайзинг, Товарные запасы

    Читать 10 минуты

    Как Aptiv оптимизирует оборотный капитал и снижает стоимость запасов на 30%
    Как Aptiv оптимизирует оборотный капитал и снижает стоимость запасов на 30%

    Компания Aptiv, которая ранее была известна как Delphi, является технологической компанией, работающей в автомобильной индустрии. Они начали свое путешествие с Demand Driven Material Requirements Planning (DDMRP) в 2018 году и с тех пор значительно расширили свое внедрение методологии. История Aptiv  Aptiv была выделена из GM как Delphi, которая изначально была частью GM. Со временем компания […]

    Запасы на производстве

    Читать 6 минуты

    Автоматизация производственных процессов и SCM на предприятии
    Автоматизация производственных процессов и SCM на предприятии

    Автоматизация производственных процессов предполагает использование различных систем, которые позволяют комплексно автоматизировать производство, либо решить узкую задачу, при этом они будут интегрированы в общую ИТ инфраструктуру предприятия. ERP, MRP — это класс комплексных систем. Автоматизация производственных запасов, управление закупками, управление финансами, управление и контроль человеческих ресурсов, электронный документооборот — это примеры узкоспециализированных систем. Еще лет 5 […]

    Запасы на производстве

    Читать 7 минуты

Имя
Введите ваше имя
Фамилия
Введите вашу фамилию
Телефон
Введите полный номер телефона
Email
Введите корректный email
Должность
Введите вашу должность
Название компании
Введите название компании
Чем полезен семинар по управлению запасами
Заказать звонок
Поговорите с нашим экспертом уже сегодня
Имя
Введите ваше имя
Телефон
Введите полный номер телефона
Спасибо за обращение.

Мы ценим, что вы заинтересовались именно нашими продуктами. Один из наших сотрудников свяжется с вами в ближайшее время. Хорошего дня!