Все про системы для управления логистикой «последней мили»
Бизнесы, которые только на пути выбора своей идеальной системы управления логистикой, чаще всего сталкиваются с проблемами избыточных затрат, неэффективного менеджмента и жалоб клиентов на сервис. Однако существуют определенные этапы, которые помогут оптимизировать логистику на первоначальном уровне.
Этапы первичной оптимизации логистических процессов
Первый этап – это работа с персоналом. Необходимо повышать квалификацию логистов, увеличивать оплату труда водителей до рыночного уровня и ротировать их по разным маршрутам, чтобы унифицировать опыт.
Второй этап – это оптимизация маршрутов доставки. Создание зон доставки, переход на секторное планирование для синхронизации торговых агентов и логистов, а также регулярный просмотр маршрутов для оценки их рентабельности.
Третий этап – это сбор и анализ данных. Контроль за пробегами, временем загрузки, регулярные измерения показателей и контроль себестоимости доставки являются важными компонентами оптимизации логистики.
Решения для управления логистикой
На рынке существует несколько распространенных решений для управления логистикой.
Одним из самых простых и доступных является использование GPS и телематики. Это базовое решение, которое используется многими компаниями для отслеживания движения транспортных средств. Оно недорогое и позволяет контролировать местоположение автомобилей. Однако оно может быть ограничено в аналитических возможностях и требует тщательного выбора провайдера, а также, качественной установки оборудования.
Результаты внедрения GPS и телематики в компании Люстдорф
Люстдорф – один из ТОП-3 крупнейших производителей молочной продукции в Украине, региональные отделения прямой дистрибуции находятся в 10 городах Украины. Компания насчитывает 6 брендов с более чем 100 SKU и представлена в 25 странах мира.
Ежемесячная экономия на содержание автопарка доставки составила 25 000 $.
- На 10 % снизили затраты на топливо.
- На 95 % снизили количество рекламаций по температуре продукции и возвратов продукции.
- На 90 % сократили случаи потери / пропажи груза в процессе транспортировки и выгрузки на точках.
- На 60 % сократили затраты рабочего времени персонала связанные с закрытием путевых листов.
- Внедрили полную прозрачность качества и KPI работы автопарка доставки.
Самописные решения разрабатываются компаниями самостоятельно для удовлетворения их уникальных потребностей. Хотя они могут быть специализированными, часто это требует значительных затрат на разработку и поддержку. Масштабирование и адаптация к изменениям могут быть сложными задачами.
Статическая маршрутизация – это простое решение, где маршруты доставки заранее определяются и не изменяются. Оно надежное и стабильное, но не позволяет оптимизировать маршруты под изменяющиеся условия и может быть неэффективным с точки зрения затрат времени и ресурсов.
Система управления транспортом является комплексным решением, которое включает функционал для управления всеми аспектами логистики, включая маршрутизацию, управление складами, грузами и другими. TMS использует аналитику и алгоритмы для поиска оптимальных маршрутов, учитывая различные факторы, такие как трафик, время доставки, грузовые ограничения и т. д. Она обеспечивает большую гибкость и возможности для оптимизации, но может быть дороже внедрения по сравнению с другими решениями.
Внедрение ABM Rinkai TMS на примере Эпицентр К
Эпицентр К – омниканальная экосистема, которая объединяет торговые сети «Эпицентр» и «Новая линия», сеть мультибрендовых спортивных магазинов «Интерспорт-Украина», агрохолдинг «Эпицентр-Агро», заводы по производству плитки керамической Epicenter Ceramic Corporation, производство по деревообработке ЦБМ «Осмолода» и логистические мощности.
В автопарке 230 легковых автомобилей и 390 грузовых автомобилей для обслуживания клиентов.
Предпосылки внедрения TMS:
- Планирование маршрутов. Присутствуют много ограничений (весовые и габаритные ограничения, подбор соответствующего типа транспорта), не хватало времени на планирование маршрутов, при этом большое количество ошибок, из-за влияния человеческого фактора.
- Выполнение маршрутов. Нужно было планировать очередность доставок с учетом ситуации на дороге. Также была необходимость в навигации для курьера в мобильном приложении.
- Контроль доставки. Потребность в определении целевого и нецелевого пробега авто, трансляции статуса заказа в онлайн режиме. Так же не хватало инструмента для анализа сервиса доставки и производительности сотрудников.
Для выбора TMS системы компания проводила тендер, учитывая стоимость и заявленные функции. Проработав около года с решением, которое в теории удовлетворяло все потребности компании, был проведен анализ, который показал что стоимость доставки наоборот выросла. Поиски TMS начались сначала. Было протестированы еще 3 системы, среди которых и ABM Rinkai, с результатами вы можете ознакомиться на изображении ниже.
Компания остановила свой выбор на ABM Rinkai.
В результате внедрения:
- Уменьшили время планирования с 1,5 часов до 20 минут;
- При увеличении количества доставок количество логистов не увеличивается;
- Увеличили показатели эффективности загрузки авто на 14%;
- Уменьшили время доставки с 4 до 2 часов;
- Сократили затраты на логистику на 7%.
От чего зависит цена на TMS?
Функционал и гибкость системы. Чем больше возможностей имеет TMS, включая аналитику, прогнозирование, оптимизацию маршрутов, интеграцию с другими системами, тем выше может быть его цена. Гибкость системы, позволяющая настраивать ее под конкретные потребности бизнеса, также может повлиять на стоимость.
Скорость планирования маршрутов. Если TMS предлагает быстрое и эффективное планирование маршрутов, которое обеспечивает оптимальное использование ресурсов, это может повлиять на цену системы. Быстрое планирование маршрутов позволяет логистам сосредоточиться на стратегических задачах, что может повысить эффективность бизнеса.
Аналитика. Включение мощных инструментов аналитики для выявления слабых мест в логистических процессах и улучшения эффективности может повлиять на цену TMS. Обеспечение детального анализа данных и предоставление инсайтов для совершенствования логистики может стоить дополнительные инвестиции.
Сервисная поддержка. Качество и доступность сервисной поддержки также могут повлиять на цену системы. Гарантированная поддержка во время внедрения и последующей эксплуатации может быть важной для успешного функционирования TMS.
Независимо от выбора решения, вам стоит обратить внимание на следующие аспекты:
- Архитектура логистических процессов вашей компании, включая состав автопарка, время планирования маршрутов, недовозы и задержки доставок.
- Функционал и гибкость системы: убедитесь, что система имеет необходимые опции и способность адаптироваться к изменениям в вашем бизнесе. Рассмотрите потенциальные сценарии масштабирования и изменения требований.
- Кейсы и отзывы пользователей: изучение успешных кейсов использования решения и отзывов пользователей может дать вам представление о его эффективности и благоприятном влиянии на бизнес.
Выбор конкретного решения зависит от потребностей вашей компании и бюджета, и задает направление управления вашей логистикой на многие годы, поэтому выбор нужно осуществлять взвешенно и с пониманием всех возможностей системы.