ABC XYZ анализ ассортимента
В розничном магазине продается нескольких тысяч товарных наименований (SKU) активного ассортимента. Как же найти баланс между богатым ассортиментом и убытками из-за неудачных товарных позиций и сокращением ассортимента и лишением части покупателей.
ABC XYZ анализ для управления ассортиментом
Для сбалансированного управления товарным ассортиментом без затоваривания склада необходимо анализировать текущие остатки и продажи, формировать заказы поставщикам, правильно устанавливать цены, проводить операции переоценки, инвентаризации, оприходования. Оптимизацию ассортимента для увеличения продаж необходимо производить на основании аналитического инструмента – например, при помощи ABC XYZ-анализа.
ABC-анализ позволяет провести аналитику продаж товарных групп и категорий, товарных позиций по объему продаж (в штуках и деньгах), доходу, прибыли, оборачиваемости, товарным запасам за дни, недели, месяцы, год в зависимости от оборачиваемости и сезонности продаж.
Группа А – SKU-«двигатели» продаж. Эти товары должны быть всегда в наличии в необходимом количестве. На них стоит делать основной упор.
Группа B – товары с хорошими средними продажами. Возможно, следует применить маркетинговые мероприятия для улучшения продаж этой категории и приближении к категории А.
В группе С могут быть статусные или высоко-маржинальные товары, только поступившие в продажу товары, нуждающиеся в маркетинговой поддержке. Если нет, то это товары-кандидаты на распродажу, удаление из ассортимента или ротацию.
XYZ анализ хорошо дополняет ABC и позволяет получить информацию про отклонения в продажах за определенный анализируемый период (например, месяц), видна четкая политика спроса каждой товарной позиции.
При совмещении ABC XYZ анализа Вы сможете качественно управлять представленным в вашем магазине ассортиментом и выявлять те товары, которые обеспечивают максимальную прибыль.