0044654
Главная
Блог
Управление запасами в ритейле: как рассчитать ключевые показатели эффективности

Управление запасами в ритейле: как рассчитать ключевые показатели эффективности

Управление запасами в ритейле: как рассчитать ключевые показатели эффективности

Просчет и анализ KPI в управлении запасами дает представление о том, где сосредоточены деньги в цепочке поставок. Часто они остаются замороженными в излишках на складах и в торговых точках или ритейлер теряет лояльность и недополучает прибыль из-за упущенных продаж.

Управление запасами в розничной сети сводится к балансу: добиться оборачиваемости товаров при максимальном удовлетворении спроса. Необходимо отслеживать ключевые показатели эффективности, чтобы видеть куда вложены деньги и как скоро они вернуться в виде прибыли.

Наш опыт показывает, что мало ритейлеров знают свои KPI в сфере управления запасами или могут их корректно посчитать.

Разберем подробно, на каких показателях стоит сфокусировать внимание и как они влияют на продажи и прибыль.

6 основных KPI в управлении запасами

Насколько эффективно вы управляете товарными запасами? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно регулярно отслеживать и анализировать следующие показатели:

  • запасы
  • продажи
  • излишки
  • упущенные продажи
  • процент доступности
  • оборачиваемость запасов

Какую роль запасы играют в рентабельности бизнеса и что нужно знать для расчета показателя

Запас товара — основной актив для ритейлера.

Чтобы обеспечить бесперебойный процесс продаж, нужно не только выложить товар в магазине для представленности ассортимента, но и сформировать его в достаточном количестве на складе. Важно также понимать, сколько единиц каких категорий в наличии, какое количество необходимо дозаказать и как сделать это вовремя.

Запасы постоянно меняющийся показатель, поэтому его отслеживают в динамике. Например, в сравнении с предыдущей неделей, месяцем, годом. Еще один способ — like for like — сравнение с аналогичными показателями за такой же период в прошлом.

Формула расчета запаса товара в ритейле

Помимо отслеживания изменений в уровне запасов нужно также оценивать их структуру. Такой подход позволяет увидеть, куда вложены деньги и как избежать непредвиденных расходов и убытков.

Структура запасов в ритейле делится на три основные категории:

  • деньги, вложенные в запасы для продаж
  • деньги, вложенные в запасы для выкладки на полках и в страховые запасы
  • излишние товарные запасы

Система по управления запасами ABM Inventory позволяет сформировать специальные отчеты, в которых наглядно видна структура запасов в деньгах и в количестве товаров.

В практике наших клиентов были случаи, когда наблюдалась неудовлетворительная оборачиваемость товаров при отсутствии излишков.

Проанализировав отчеты по структуре запасов, удалось найти причину: стоимость товарного запаса для продаж и для мерчандайзинговой выкладки была примерно равной, что существенно, а главное, искусственно увеличивало оборачиваемость.

У такой проблемы есть решение: для улучшения оборачиваемости достаточно снизить выкладку на полках некоторых SKU в ряде магазинов сети.

Ориентир на продажи

Один из ключевых KPI в управлении запасами — продажи.

Формула расчета продаж в ритейле

Показатель продаж также есть смысл рассматривать с точки зрения их структуры. Небольшое исследование, которое мы провели среди наших клиентов, показало ряд особенностей спроса и как они влияют на этот KPI.

Слабооборачиваемые товары в ритейле

В первой колонке таблицы, указана среднесуточная продажа, разделенная на интервалы. Товары с оборачиваемость выше 0,6 % в день, мы относим в категорию высокооборачиваемых.

Если рассмотреть разные отрасли ритейла, то даже в food-категории процент высокооборачиваемых позиций – это всего 30% от объема продаж. В категориях drogerie, health & beauty, toy retail, автозапчасти и т.д. большая часть товаров попадает под слабооборачиваемые.

Это говорит о том, что стоит держать в фокусе такие позиции и прицельно работать с ними. Цена ошибки в работе со слабооборачиваемыми товарами с высокой вариабельностью спроса может привести к потере прибыли.

В системе ABM Inventory есть специальный алгоритм, прицельно работающий с редкопродающимися товарами с высокой вариабельностью спроса.

Регулярный анализ ассортимента позволяет вовремя отследить, какие позиции перестали пользоваться спросом и выяснять, почему так произошло. В некоторых случаях имеет смысл вывести эти товары из ассортиментной матрицы. Так, в торговых точках одного из наших клиентов после проведения ABC(D) анализа, ассортимент был планомерно почищен от товаров категорий D. Это решение привело к увеличению продаж на 56% без существенного роста запасов.

Как рассчитать излишки и что делать, если они растут

Следующий показатель эффективности в управлении запасами — излишки.

Формула расчета товарного излишка
Формула расчета нормативного запаса

Важно анализировать причины возникновения излишков, чтобы избежать повторения аналогичной ситуации в будущем.

Если все же переизбыток товара возник, нужно решить, что с ним делать с минимальными потерями для бизнеса.

Три основные стратегии работы с излишками

Первая стратегия— возврат излишних товарных запасов поставщику. К сожалению, на законодательном уровне это разрешено не во всех странах и не для всех категорий товаров. Если у вас есть такая возможность, лучше воспользоваться этим вариантом.

Вторая стратегияпредполагает проведение промокампании. Если излишек сформировался не в результате промо, где закупочная цена была ниже, это может негативно повлиять на маржу и даже свести ее к нулю или отрицательному значению. При выборе этой стратегии важно понимать целостную картину, и выбирать пути с наименьшими рисками и соизмерять это с выгодами для каждой торговой точки.

По третьей стратегииизлишки перемещают между торговыми точками или возвращают на центральный склад. Перед тем, как выбрать этот путь, нужно проанализировать структуру запасов и излишков, а также оценить потребности той торговой точки, куда осуществляется перемещение.

Почему появляются упущенные продажи и как посчитать этот показатель

Четвертый KPI в управлении запасами — упущенные продажи, сформировавшиеся из-за отсутствия остатков на складе.

Формула расчета упущенных продаж

Упущенные продажи могут спровоцировать: частичная или полная недопоставка от поставщика, отсутствие параметров для формирования заказа, резкие скачки спроса на конкретные группы товаров и другие причины.

Часто упущенные продажи возникают под влиянием комбинации этих факторов. Здесь важно найти наиболее частую причину и фокусно работать с ней, увеличивая доступность товара и, как следствие, объем продаж.

В переговорах от многих клиентов неоднократно слышали, что упущенные продажи – величина гипотетическая. Зачем тратить время на ее просчет? Действительно, сложно получить абсолютно точную цифру из-за специфики самого показателя. Но это не значит, что при анализе эффективности управления запасами стоит совсем отказаться от упущенных продаж. И вот почему.

Увеличение продаж сети на 1% и на 5%

Предположим, на сегодня показатели вашей торговой точки соответствуют цифрам из столбца «Текущие данные». Что будет, если увеличить продажи на 1% за счет упущенных продаж, при этом операционные расходы остаются на прежнем уровне?

Как мы видим из представленной таблицы – это приведет к увеличению чистой прибыли на 10%. Третий столбик показывает, к чему приведет увеличение продаж на 5%. Неплохо, правда?

Безусловно, это упрощенный вариант расчета и в реальной жизни на результат влияет множество факторов. Однако мы видим, как упущенные продажи связаны с размером прибыли и, если есть способ ее увеличить, то почему бы им не воспользоваться?

В системе ABM Inventory есть специальный отчет по статистике и причинам возникновения упущенных продаж,  который демонстрирует изменения показателя в динамике как по отдельной категории товаров, так по группам.  Анализ этих данных позволяет выявить корень проблем и заняться поиском решений.

В отчете также доступна статистика упущенных продаж по каждому менеджеру и/или торговой точке. И это важный критерий для анализа, поскольку человеческий фактор также влияет на продажи. Он помогает прояснить ситуацию и ответить на вопрос: почему покупатель не нашел на полке нужный товар.

Доступность товаров: о чем говорит этот показатель

Еще один важный KPI в управлении запасами — доступность товара.

Процент доступности товаров указывает на наполненность ассортиментной матрицы и позволяет определить, какое количество товаров есть в наличии. Этот показатель оценивают в разрезе категорий сети, поставщиков и менеджеров, которые управляют товарными запасами.

Что нужно знать для расчета оборачиваемости запасов

Шестой показатель эффективности — оборачиваемость запасов, который отображает отношение запасов к продажам розничной сети.

Формула расчета оборачиваемости

Оборачиваемость – это относительный показатель и, чаще всего, его анализируют в разрезе сети или категории.

Например, если оборачиваемость сети составляет 22 дня и, вдруг, повышается до 26 дней при прочих равных условиях – это звоночек к тому, что нужно найти причину, которая привела к такому существенному росту показателя.

Так, с одним из наших клиентов нам удалось сократить оборачиваемость на 14% за 3 недели без увеличения логистических затрат, благодаря целенаправленной работе с перераспределением излишков.

Отсутствие алгоритмов и системности в расчете основных KPI в управлении запасами приводит к тому, что любые прогнозы рисков не соответствуют действительности. В результате бизнес теряет деньги.

Если вы до сих пор не измеряете все эти показатели, самое время пересмотреть подход к управлению запасами. Внедрение автоматизированной системы помогает оперативно оценивать любые изменения, сокращает время на создание заказов, а также предоставляет полную аналитику по разным критериям.

Что дает системный анализ ключевых показателей эффективности в управлении запасами и какую роль в этом играет автоматизация процессов — рассказывает Елена Щепаник — CEO ABM Inventory.

 

Автоматизируйте управление запасами в вашей сети

ABM Inventory позволит обеспечить высокий уровень наличия товара и не создать излишки на складе

Близкие по теме

    Кризис как стимул для оптимизации бизнеса: опыт украинских ритейлеров в условиях войны
    Кризис как стимул для оптимизации бизнеса: опыт украинских ритейлеров в условиях войны

    Последние годы были настоящим вызовом на выносливость для розничной индустрии. Как украинские ритейлеры нашли секрет устойчивости в условиях полномасштабной войны? Ответ — далее в нашей статье. Такой спрос на автоматизацию в кризисный период совсем не удивителен. Ведь простые расчеты показывают, что современные решения по оптимизации розничных процессов, например, такие как АВМ Inventory и АВМ Shelf, […]

    Мерчандайзинг, Товарные запасы

    Читать 10 минуты

    Как Aptiv оптимизирует оборотный капитал и снижает стоимость запасов на 30%
    Как Aptiv оптимизирует оборотный капитал и снижает стоимость запасов на 30%

    Компания Aptiv, которая ранее была известна как Delphi, является технологической компанией, работающей в автомобильной индустрии. Они начали свое путешествие с Demand Driven Material Requirements Planning (DDMRP) в 2018 году и с тех пор значительно расширили свое внедрение методологии. История Aptiv  Aptiv была выделена из GM как Delphi, которая изначально была частью GM. Со временем компания […]

    Запасы на производстве

    Читать 6 минуты

    Автоматизация производственных процессов и SCM на предприятии
    Автоматизация производственных процессов и SCM на предприятии

    Автоматизация производственных процессов предполагает использование различных систем, которые позволяют комплексно автоматизировать производство, либо решить узкую задачу, при этом они будут интегрированы в общую ИТ инфраструктуру предприятия. ERP, MRP — это класс комплексных систем. Автоматизация производственных запасов, управление закупками, управление финансами, управление и контроль человеческих ресурсов, электронный документооборот — это примеры узкоспециализированных систем. Еще лет 5 […]

    Запасы на производстве

    Читать 7 минуты

Заказать презентацию
Заполните форму, чтобы узнать больше о продуктах ABM Cloud
Имя
Введите ваше имя
Фамилия
Введите вашу фамилию
Телефон
Введите полный номер телефона
Email
Введите корректный email
Должность
Введите вашу должность
Название компании
Введите название компании
Чем полезен семинар по управлению запасами
Заказать звонок
Поговорите с нашим экспертом уже сегодня
Имя
Введите ваше имя
Телефон
Введите полный номер телефона
Спасибо за обращение.

Мы ценим, что вы заинтересовались именно нашими продуктами. Один из наших сотрудников свяжется с вами в ближайшее время. Хорошего дня!